Что такое типология кружевных изделий на коклюшках

yesterday at 10:01 am. Кружева на коклюшках. Продажа готовых изделий.  Кружевное кольцо для салфетки. #сервировкастола #кружево.

​ Кружевоплетение – это традиционный вид уникального русского народного искусства. Кружево – декоративные элементы из ниток и ткани. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев. Техника кружевоплетения используется в оформлении одежды, в частности, воротников, подола, рукавов и, конечно же, нижнего белья. Часто кружева применяются в оформлении интерьера квартиры или дома (панно, покрывала, скатерти, занавески, подушки, одеяла и пр). Кружевоплетение – трудоемкое и тонкое занятие. Ассортимент изделий с использованием техники кружевоплетения чрезвычайно велик. Наиболее актуальным видом кружевоплетения является изготовление украшений и аксессуаров.
Понятие и виды кружева
На русском языке «кружево» происходит от слова «окружать» и обозначает отделку края одежды (рукавов и подолов). Первоначально кружева были только мерными – представляли собой тонкие полоски ажурного узора, и поэтому использовались как раз для отделки одежды и мебели по краю. С развитием кружевоплетения «кружевом» стали называть ажурное изделие без тканой основы, которое не просто украшает какую-либо вещь, а является самостоятельным элементом декора одежды и интерьера (салфетки, воротники и т.п.).
По технике выполнения выделяется три вида кружева: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на прутках или крючком. На самом деле кружевом в полном смысле этого слова могут считаться только два первых типа – шитое и плетеное. Вязание крючком представляет собой другой тип рукоделия – вязку, лишь иногда имитирующую кружевоплетение.
Техника плетения коклюшечного кружева
Основными элементами для изготовления кружева на коклюшках являются:
коклюшки – деревянные палочки, на которые навиваются нити для плетения; длина коклюшек обычно составляет 17-20 см, материал изготовления – ель, береза, клен;
нити для плетения – как правило, используются хлопок (мулине, ирис), лен, шелк, иногда вплетаются металлизированные нити, полиэстр, нейлон, шерсть; от типа и количества навиваемых нитей зависит толщина и плотность кружева;
сколок – рисунок, согласно которому выплетается кружево; рисунок наносится на плотную бумагу (картон) и прикрепляется к бабине;
бабина – подушка-валик цилиндрической формы, плотно набитая опилками или сеном, на которую прикрепляется сколок и навешиваются коклюшки;
подставка – подставка для бабины может быть напольной (раскладная подставка на ножках) и настольной (небольшая подставка, фиксирующая положение круглой бабины), подставки чаще всего делают из дерева, но на практике встречаются и другие варианты (плотный картон, металл, пластик и пр.);

(Плетение на коклюшках) [2005, JPG, RUS].  В отдельных разделах описаны приемы изготовления изделий традиционных кружевных центров - Ельца, Вологды, Вятки и др.

металлические булавки – швейные булавки с «головкой», которые втыкаются в бабину в процессе плетения кружева;
крючок – тамбурный крючок или крючок для вязания используется в сцепной технике плетения кружева для соединения поворотов вилюшки и других элементов кружевного изделия между собой.
Два ключевых приема, с помощью которых плетутся все кружевные изделия на коклюшках, – это перевив и сплетение коклюшек. С помощью комбинирования этих двух основных приемов формируются все элементы кружева. Используемые в изделиях кружевные элементы различаются от региона к региону, но основными тремя, на сочетании которых строится практически любой узор, являются:
плетешок – простая веревочка, которая получается путем перевива и сплетения нитей; с помощью плетешков формируется сложная сетка, ажурные «паучки» и другие кружевные элементы;
полотнянка – полоска плотного кружева, которая плетется несколькими парами коклюшек, где одна пара является ходовой и двигается зигзагом, а остальные – основными, лежащими вертикально по ходу полотнянки; выделяются разные виды полотнянки в зависимости от того, какие пары и сколько раз перевиваются в процессе плетения; в сцепной технике плетения полотнянка используется в качестве «вилюшки» – полоски, которая извивается и формирует основу кружевного узора;
насновка – плотный ромбовидный кружевной элемент, который чаще всего используют для создания цветов, она похожа на лепесток и плетется двумя парами коклюшек, когда три коклюшки выступают основой, а одна коклюшка проплетается между ними.
Создание кружевного изделия – это долгий и кропотливый труд, в который вовлечены разные специалисты. Конструктор разрабатывает лекала изделия, так же, как и лекала любого предмета одежды. Затем художник прорисовывает узор по лекалу и создает сколок изделия, согласно которому кружевницы уже плетут вещь. Одно изделие может изготавливаться несколькими кружевницами – каждая из них выплетает свою часть, а потом все части соединяются вместе. Срок изготовления кружевного изделия зависит от мастерства и опыта кружевницы. В среднем жакет или блузка выплетаются одним человеком 2-3 недели.
Виды кружева
Коклюшечное кружево разделяется на три основных вида: численное, парное (многопарное) и сцепное. Численное кружево чаще всего выполняется без сколка, мастерство кружевницы проявляется в том, что она считает нити (от этого название – «численное кружево»). Численное кружевоплетение в основном используется для изготовления мерных кружев. Парное кружево требует очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар (отсюда второе название – «многопарное кружево»), и считается наиболее сложным видом кружева. Сцепное кружево выполняется по сколку небольшим количеством коклюшек (от 6 до 12 пар), его особенностью является использование вязального или тамбурного крючка для соединения элементов кружева между собой («сцепное кружево» – от слова «сцеплять»).

Материалы и оборудование: компьютер, фотографии кружевных изделий, журналы мод, образцы кружевных изделий и сколков  3. Лукашева Р.А. Русское кружево. – М. Аст- пресс, 1998. 4. Наумова Ю.В. Плетение на коклюшках.

Цвета в кружеве.
Создание цветного сцепного кружева - это более высокая ступень в искусстве цветного кружевоплетения. Оно требует знакомства кружевницы с основами цветоведения (свойствами цвета), закономерностями сочетания цветов и т.д. Удачно подобранные цвета могут "спасти", сделать интересным даже неудачный рисунок кружева и, наоборот, лучший рисунок бывает испорчен неумелым подбором цветов ниток.
Все цвета можно разделить на две группы – ахроматические (бесцветные), к которым относятся белый, черный и все оттенки серого цвета и хроматические (спектральные), к которым относятся все цвета и оттенки цвета.
Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.
Светлота цвета - это относительная близость его к белому цвету. Так различают светло - голубой и синий цвета, салатный и зеленый. Цветовой тон - отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом фоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски; желтая краска без примеси другого цвета будет отличаться от такой же краски с примесью красного или синего цвета (желтый, оранжево - желтый, желто-зеленый и т.д.).
Насыщенность цвета - это степень его яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в нем серого цвета.
Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Красные, желтые, оранжевые тона, напоминающие цвет огня, относятся к теплым. Голубые, синие, синевато-зеленые, ассоциирующиеся с воздушным пространством, льдом - к холодным. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка теплого или холодного цвета. Так, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, зеленый - теплым, если он с желтоватым оттенком, фиолетовый - холодный с синеватым оттенком и теплым с красноватым. Теплые тона привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета, холодные - отдаленность. Наиболее приближающим эффектом обладает желтый цвет, а наиболее удаляющим - синий. Пользуясь этим свойством цветов, кружевница может усилить рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.
Фон следует брать отступающим, а рисунок выступающими тонами. Все хроматические цвета лучше выступают на сером фоне. Существует понятие, как легкость и тяжесть цвета. Тяжелыми цветами чаще всего бывают темные, насыщенные, теплые; легкими - светлые, холодные. Желтые и красные тона кажутся более плотными, тяжелыми по сравнению с голубыми, синими, воспринимающимися как воздушные.
В кружеве должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета - цветовая гамма. Признаком гармоничности сочетаний является свойство тонов взаимно повышать звучность цвета, не производя впечатления пестроты. Общее равновесие достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчинялось бы общему (среднему) тону. Иными словами, нужно, чтобы каждый цвет или тон узора, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а участвовал в создании общего впечатления от изображения, подчеркивая его главные детали.
Наиболее простыми гармоничными сочетаниями являются сочетания разбеленных и затемненных тонов одного цвета (оттенков), например, фиолетового и сиреневого. Хорошо сочетаются светлые тона - розовый, голубой, светло-зеленый и т.д. с белым. Сочетания темных цветов с белым гармоничны, но резки. Вообще, с черным и белым сочетаются все цвета, однако при непосредственном соприкосновении с темно-зеленым; синим и фиолетовым черный приобретает грязноватый оттенок. На белом цвете все цвета темнеют и хорошо выделяются. Теплые тона выигрывают рядом с темными, а холодные со светлыми. Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное сочетание цветов. Зеленый цвет на красном фоне сочетание резкое, неприятное, в то время как небольшое красное пятно на зеленом фоне производит очень спокойное впечатление. Узор выглядит плоским, если выполняется одним цветом, и приобретает объемность, если на него положены несколько штрихов другого цвета или оттенка. Темные нити создают видимость углубления (удаляют), светлые - дают выпуклость (приближают). Учитывая, что цвета воспринимаются не только рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.
Нужно учитывать, что цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально, т.е. они воздействует как на глаз, так и на чувства человека. Цвета (световые волны определенной длины) раздражают чувствительные окончания клеток глаза. Раздражение передается через глазной нерв центральной нервной системе. Поэтому - цвет

Коклюшечное кружево будь то 'Вологодское', или 'Елецкое'не столь важно.Это невероятной красоты узоры изысканных изделий.Можно их  Кружево действительно очень красивое - легкое, воздушное! Когда-то тоже умела плести на коклюшках, вот

Ювелирная продукция(11). Ювелирные изделия(170).  Платье "Детское" кружевное Артикул: 18553 Представитель промысла: Горохова Людмила Альбом: одежда из кружева на коклюшках Регион: Самарская область Категория каталога по товарам

По назначению кружева и кружевные изделия ручного плетения подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры.  Цветное коклюшечное кружево. Климова Н. Т. 1991. 3. Плетение на коклюшках.  "Культура": типология определений.