Контраст холодного и теплого цвета

7 типов цветовых контрастов: 1. Контраст по цвету (цвет-к-цвету) 2. Контраст светлого и темного 3. Контраст холодного и теплого 4. Контраст дополнительных цветов 5. Симультанный контраст 6. Контраст по насыщенности 7

КОНТРАСТ ПО ЦВЕТУ
Контраст по цвету (цветовому тону) – самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.
Желтый, красный и синий обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Этот контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий. Это происходит оттого, что в зеленом и оранжевом цветах, несмотря на их явное различие, присутствует желтый цвет. Соответственно в зеленом и фиолетовом скрыт синий, в фиолетовом и оранжевом – красный.
Когда каждый цвет отделен от другого черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Все чистые цвета цветового круга могут быть представлены в ряду самых сильных контрастов.
Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество различных сочетаний. Число вариаций здесь очень велико, и в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цветов в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника.
Белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый тона являются важными элементами цветовых композиций.
Черный цвет, с его глубокой темнотой, необходим, чтобы полихромное сияние света могло определиться в своих границах. Светлая же лучистость белого – чтобы цвет мог обрести материальную силу. Между ахроматическими тонами, черным и белым, пульсирует живой мир хроматических явлений. Пестрые вышивки, народные костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости декоративного многоцветия.
В украшенных миниатюрами средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах.
Этот тип контраста мы наблюдаем в витражах, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.
КОНТРАСТ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО
Черный, белый и все градации серого составляют группу ахро­матических (в переводе с греческого – «бесцветных») цветов. Черное и белое во всех отношениях противоположны – это полюса темного и светлого. Между ними расположены не только все оттенки серого, но и весь ряд хроматических цветов.

3. Контраст холодного и тёплого. 1.Контраст по цвету - самый простой из всех семи.  Так же как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно

Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза. С помощью практических упражнений эту чувствительность можно усилить.
Нейтральный серый цвет, лишенный характера, легко изменяется под воздействием других цветов. Он оживает и принимает оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету окружения. Это удивительное превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цвете.
В качестве нейтрального посредника серый цвет примиряет между собой яркие противоположности, смягчая их силу и делая их более интенсивными. На сопоставлении светлого и темного построены не только ахроматические, но и монохромные композиции. Для художника чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет темнее или светлее другого. Если мы сравним 12 цветов цветового круга с 12­ю ступенями градаций ахроматических цветов, от черного до белого, то заметим, что самый светлый в цветовом круге, желтый, – темнее белого, а самый темный – фиолетовый, светлее черного. Внимательно сравнивая ахроматическую и цветовую шкалу, можно определить, что чистый желтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый – пятой, красный и зеленый – шестой, синий – восьмой, а фиолетовый – десятой.
Большая трудность заключается в том, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искаженными.
Поэтому, создавая церковную живопись, необходимо учитывать условия освещения, в которых она будет восприниматься.
КОНТРАСТ ХОЛОДНОГО И ТЕПЛОГО
На схеме «цветовой круг» под прямым углом к вертикальной оси по горизонтали расположены цвета – красно­-оранжевый и сине­-зеленый, которые являются двумя полюсами контраста тепла и холода.
Красно-­оранжевый, или сурик, – самый теплый, а сине-­зеленый, или окись марганца, – самый холодный цвет. Совершенно так же, как полярности белого и черного представляют собой самый светлый и самый темный цвет, а все серые тона только относительно светлы или темны в зависимости от того, с темными или светлыми тонами они сравниваются, так и сине­-зеленый и красно-­оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные или теплые, в то время как промежуточные оттенки, расположенные между ними, могут выглядеть по-­разному в зависимости от теплого или холодного окружения. Характер теплохолодности цветов можно представить в следующих сопоставлениях: холодный – теплый, теневой – солнечный, прозрачный – непрозрачный, успокаивающий – возбуждающий, жидкий – густой, воздушный – земной, далекий – близкий, легкий – тяжелый, влажный – сухой.

Начнём с перечисления семи типов цветовых контрастов: 1. Контраст цветовых сопоставлений 2. Контраст светлого и тёмного 3. Контраст холодного и тёплого 4. Контраст дополнительных цветов 5. Симультанный контраст 620 февраля 2011

Это разнообразие проявлений контраста холода и тепла свидетельствует о его огромных выразительных возможностях, которые позволяют достичь не только большей живописности, но и многих других художественных качеств произведения.
Контраст холодного и теплого влияет также на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений.
Если в композиции необходимо проработать и выделить какой­-либо один контраст, то все остальные контрастные проявления должны стать второстепенными или вообще не использоваться.
Модуляции теплого и холодного достигают совершенной красоты при одинаковой светлоте используемых тонов.
КОНТРАСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ
Пары дополнительных цветов располагаются в цветовом круге на одной оси, друг напротив друга. Например, парные цветовые аккорды: желтый – фиолетовый, красный – зеленый, синий – оранжевый,
желто-­оранжевый – сине­-фиолетовый и т. д. Смешение двух дополнительных цветов в определенных пропорциях дает нейтральный черно-­серый тон.
В каждой паре дополнительных цветов всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный, синий. То есть каждый дополняется другим до полного набора исходных основных цветов. Например, фиолетовый цвет состоит из красного и синего. Добавляя его к желтому цвету, мы получаем сумму основных цветов.
Любая пара дополнительных цветов равняется не только трем основным, но и трем производным (зеленый, оранжевый, фиолетовый), или сумме всех двенадцати (24­х, 48­и и т. д.) цветов спектрального круга. Подобно тому, как смесь желтого, красного и синего дает серый цвет, так и смесь двух дополнительных или всех перечисленных выше групп цветов превращается в темно-­серый нейтральный цвет.
Дополнительные цвета необычайно контрастны. В природе их сочетания выглядят свежо и привлекательно, но в живописи они могут быть резкими и кричащими. Красный круг на зеленом фоне кажется вибрирующим, и как будто выпрыгивает за пределы своей формы. Этот эффект зависит от качества самого цвета и пропорциональных отношений красочных пятен.
Использование пар дополнительных цветов в их пропорционально правильном соотношении за счет цветового равновесия придает произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Эта статическая сила воздействия дополнительного контраста играет особо важную роль в колорите настенной живописи и мозаики.
Красный и зеленый равнозначны по светлоте, но их отличает контраст по цветовому тону и дополнительный. Желтый и фиолетовый отличаются не только по цветовому тону, но представляют дополнительный контраст и имеют большое различие по светлоте. В красно­-оранжевом и сине­-зеленом наряду с дополнительным контрастом мы видим чрезвычайно сильный контраст теплого и холодного. Такое наложение контрастов еще более усиливает несхожесть (противоположность) дополнительных пар цветов.
В живописи используются не только полярные проявления чистых дополнительных цветов, но и большой диапазон их смесей, которые служат средством тонального выравнивания произведения.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали цветную подкладку тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пуантилисты достигали цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление серого тона происходило за счет оптического смешения уже в восприятии зрителя.
СИМУЛЬТАННЫЙ КОНТРАСТ
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-­либо цвета тотчас в поисках равновесия подыскивает поблизости цвет, дополнительный к первому. Если такого цвета рядом нет то он симультанно (одновременно) порождает его сам. Одновременно возникающие цвета явно ощущаются, но объективно не существуют. Их нельзя сфотографировать – это особенность нашего зрения. Симультанный контраст, как и последовательный, имеют одну природу.
Действие симультанного контраста будет тем сильнее, чем активнее воспринимаемый нами цвет и чем дольше мы будем смотреть на него. Серый на ярком фоне заметно изменяется и приобретает оттенок дополнительного к цвету окружения. Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого­-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих цвето

3. Контраст холодного и теплого. Характер холодных и теплых цветов можно было бы предстваить в таких сопоставлениях: холодный - теплый. теневой - солнечный.29 января 2012

Семь типов цветовых контрастов: 1. Контраст по цвету 2. Контраст светлого и темного 3. Контраст холодного и теплого 4. Контраст дополнительных цветов 5. Симультанный контраст 6. Контраст по насыщенности 7

Следующий выделенный контраст в книге Иоханнеса Иттена "Искусство цвета" - контраст теплого и холодного. Суть этого контраста - сочетание в одной композиции теплых и холодных цветов.