Контраст в композиции примеры рисунков

Контраст (фр.) - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д) На рисунке 15 (слайд 15), представлен контраст по цвету.

Глава 1. Понятие предмета композиция
Термин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение, сочинение частей, приведение их в порядок. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона композиция определяется как передача в рисунке или живописи линий, форм или образов, смутно еще рисующихся в воображении художника, и составление из них органического целого, выражающего творческий замысел художника. Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий задуманному единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции складываются в процессе художественного осмысления действительности, в той или иной мере отражают объективные закономерности реального мира. Эти закономерности выступают в образно-претворенном виде, связанном со спецификой того или иного вида искусства, художественной идеей, материалом произведения и т.п., отражающем эстетические принципы эпохи, стиля, художественного направления.
Так как искусство является формой эстетического познания и отражения действительности, новизна в искусстве проявляется в эстетическом «открытии мира». Выразительность как воздействующее средство композиции, проявляется в умении пользоваться контрастами. Контраст - это художественный прием, сущность которого заключается в противопоставлении двух соотносящихся свойств, качеств, особенностей. Выразительность контрастов проявляется в композиции не хаотично, а закономерно посредством ритма. Ритмическая основа композиции более скрыто или более явно присутствует в каждой учебной или творческой работе художника.
Выявление композиционного центра. Часть произведения, которая, достаточно ясно выражает главную мысль и его идейное содержания, является композиционным центром. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание зрителя. Композиционный центр выделяется прежде всего местоположением на заданной плоскости, освещенностью, контрастами (противопоставление двух качеств), колоритом, моделировкой объема элементов изображения и другими изобразительными средствами. Компонуя и размещая композиционный центр, художник режиссирует, определяет процесс осмысления произведения, который начинается, как правило, с восприятия сюжетно-композиционного центра, затем переходит на второстепенные детали, обуславливающие восприятие композиционного центра и завершает снова на восприятии композиционного центра, определяющего содержание произведения.
Для создания художественного образа на заданной плоскости в первую очередь выполняются следующие задачи:

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ. Контраст и нюанс. Представим, что нам нужно составить натюрморт, постановку из предметов, которая смотрелась бы законченно и целостно и могла бы служить натурой для живописца.

Выявление композиционного центра таким образом, чтобы внимание к нему привлекалось сразу, а после осмотра других частей внимание возвращалось снова.
Распределение изображения таким образом, чтобы важные для смысла части были отделены друг то друга, но связаны с главной частью- композиционным центром.
Создание условий для зрительного выделения главного часто обоснованно физиологическими восприятиями. Так, например, в зрительном восприятии существует тенденция движения глаза слева направо. В связи с этим акцентировка главных по содержанию элементов достигается за счет расположения их поперек этого движения.
Композиционный центр можно располагать как на переднем, так и на задних планах.
Основные законы композиции. Композиция гармонически объединяет все элементы в одно целое. Как известно, каждое произведение должно сочетать в себе три основных элемента: идею, функцию и материал. Однако следует учитывать и эстетические требования, такие, как пропорциональность, гармония, симметрия, контраст, и др.
1.1. Цельность. Композиционное единство
Кроме образности, характеризующей одну из сторон целостности (единство внутреннего и внешнего), есть и другая сторона целостности художественного произведения, относящаяся целиком к внешнему, - это композиционное единство, структурная целостность его формы.
Проектируя тот или иной объект, ту или иную вещь, надо рассматривать их не как случайное скопление отдельных, независимых друг от друга деталей и элементов, а как связный, единый, цельный организм. Связь между отдельными элементами и деталями должна быть не только функциональная, конструктивная, но и композиционная.
В любом произведении искусства нужно соблюдать определенный композиционный замысел, определенный порядок в его построении; должно быть что-то главным, основным, ведущим, что-то второстепенным, подчиненным этому главному; а также должна быть связь взаимоподчинения частей между собой, их взаимозависимость и обусловленность.
Первое условие достижения целостности, композиционного единства - главное решается более крупно; второстепенное, подчиненное - более мелко, более дробно.
Второе условие: главное - в композиционном центре, все остальные части не безразличны к главному, они должны иметь направленность, тяготение к нему по расположению, по смещению, по учащающемуся ритму либо по асимметричности.
Третье условие достижения целостности, композиционного единства: логичность в построении общей формы и форм отдельных ее частей.

это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на  ЗАДАНИЕ: Составить следующие композиции: 1) Многомерный контраст 2) Одномерный контраст 3)

Четвертое условие состоит в общности стилистического решения всех элементов. Здесь речь идет о пластическом единстве форм, о трактовке их в «одном ключе», т.е. форма предмета может быть решена более жестко, «сухо», строго либо более пластично, мягко, наполнено и т.п. Тот или иной единый характер должен пройти через все произведение, коснуться всех его частей.
Если эти условия не будут соблюдены, произведение распадается на отдельные, ничем не связанные самостоятельные части.
1.2. Базовые принципы композиции
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла, составляют основы выразительности композиции.
Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений любого жанра.
Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом.
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.
Если вам необходимо показать что-то панорамное, большой простор, то не следует композицию перегораживать с боков, ограничивать какими-либо предметами или формами, а лучше сделать ее уходящим за пределы работы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра. Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.
Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутому миру пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения. (Открытая композиция: И. Шишкин. «Рожь»; замкнутая композиция: А. Рублев «Троица Ветхозаветная»).
Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Воплощая замысел, нужно прежде всего опираться на свое образно-зрительное представление о будущем произведении. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей и уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.
В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса "Сдача Бреды". Это - одна из наиболее ясно читаемых композиций благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя. Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины. Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.
Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создает ощущение глубины пространства. Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и вы увидите, насколько обедняется композиция, как теряется ее глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний планы картины.
Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.
Интересных находок в композиции много. Можно дальше разбирать каждый элемент и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.
Введение пик с флажками, которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приемом, делающим композицию поразительно живой.
Произведение искус

Ритм. Динамика и статика. Контраст и нюанс. Глава 10. Композиция.  На иллюстрации 10.1 представлен пример достаточно сбалансированной композиции. Правая часть объявления имеет меньше визуальных элементов, она легче левой.

Всё это контрасты. Контраст в композиции используется в основном по 2-ум причинам…  Контраст в Форме В этом примере, все элементы имеют ту же базовую форму (несмотря на контраст в положении и размере).

Заранее благодарю авторов и надеюсь, что никто не будет против. В композиции существует три основных закона  2. Два любых примера на Закон контраста (желательно, разных - например, цветовой контраст и контраст величин) 3. По