Основные цветовые контрасты

Основные цвета – это цвета, с помощью которых можно получить все остальные.  [1]. Цветовые контрасты. При соотношении двух противоположностей, по какому12 октября 2012

Предлагаю вашему вниманию конспект книги Иттена — и надеюсь он окажется полезен. Безусловно в книге важно все, но я постаралась выбрать главное из главного...
Для теоретических знаний Иттен приводит метафору повозки — без основ нельзя начать движение в безграничное пространство цвета, но при этом повозка служит только опорой — не путеводителем — ибо в один момент проторенная дорожка кончается и мы уже «опираемся» на интуицию и внутренние чувства.
Иттен приводит множество упражнений на смешивание цветов. Только разглядывая цветные пятнышки на белой бумаге и пытаясь воспроизвести то, что описывается в книге, я осознала, насколько гениальны гениальные художники — насколько сложно с помощью смешивания красок добиться ОПРЕДЕЛЕННОГО чувства.
«Характер цвета» — это его положение или место в цветовом круге, или в цветовом шаре. Как чистые основные цвета, так и все их смеси обладают ясно выраженным характером. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создает новый, особый его характер.
Когда же мы хотим определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, то мы говорим о его тональном качестве. Тон цвета может быть изменен двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, черным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.
Физика цвета
И.Ньютон разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если мы разделим спектр на две части, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.
Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета – красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, – то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому.
Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зеленым светом, то бумага покажется нам черной, потому что зеленый цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.
Цвет и цветовое воздействие
Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету – черному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам.
Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.

Семь типов цветовых контрастов: 1. Контраст по цвету 2  5. Желтый и синий -основной контраст, но его еще можно рассмотреть, как сочетание темного и светлого.

Красный квадрат: на белом кажется очень темным и ослабленным; на черном — светлым и интенсивным.
Серый квадрат: на ледяном синем станет красноватым, в окружении красно-оранжевого – синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.
Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и ее рисунок.
Цветовая гармония
Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.
Гармония – это равновесие, симметрия сил. Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.
C редне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов.
Субъективное отношение к цвету
Не только выбор и сочетания цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазков могут быть весьма характерными для того или иного художника. Выбор направленности мазка выявляет характер мышления и выражения чувств. Цветовые пятна могут быть резко очерченными или «диффузными», сливающимися, или же неясными и неупорядоченными.
В среде художников можно наблюдать три различных типа отношения к проблемам цвета: художники «эпигоны» не ищут собственных цветовых решений, а скорее повторяют колорит своих учителей или других художников; «оригиналы» пишут так, как это подсказывает им личный вкус, и какой бы ни была тема их картин, их цветовое выражение всегда будет одинаковым; группа «универсалов» — художников, работающих с цветом на основе знания его объективных законов, каждая их композиция отличается своим собственным цветовым решением, соотнесенным с выбранной темой.
Двенадцатичастный цветовой круг
3 основных цвета первого порядка: желтый, красный, синий. 3 цвета второго порядка смешанных из двух основных: желтый + красный=оранжевый; желтый + синий=зеленый; красный + синий=фиолетовый. Цвета третьего порядка (смешение цветов первого и второго порядка): желтый + оранжевый=желто-оранжевый; красный + оранжевый=красно-оранжевый; красный + фиолетовый=красно-фиолетовый; синий + фиолетовый=сине-фиолетовый; синий + зеленый=сине-зеленый; желтый + зеленый=желто-зеленый.

Контраст №1. Контраст по цвету. Перед вами - цветовой круг Й.Иттена. В середине цветового круга расположены «основные» цвета – красный, синий и желтый.

Семь типов цветовых контрастов
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Контраст по цвету
Желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются.
Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах – лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета.
На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран (пестрые вышивки, костюмы и керамика).
C. Боттичелли. Положение во гроб. Контраст темных цветовых пятен и светящегося тела Христа, контраст в одежде — глухого затемненного синего с горячим алым.
Выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.
А.Матисс. Портрет Янтарное ожерелье. Контраст чистых основных цветов — желтого, красного, зеленого, оранжевого
Контраст светлого и тёмного
В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте светлого и темного. Этот контраст имел огромное значение в живописи тушью Китая и Японии.
Не следует путать насыщенность или чистоту цвета с его светлотой. Задание, суть которого в том, чтобы написать все цвета столь же светлыми, как и желтый, весьма трудно, потому что тот факт, что желтый цвет очень светел, познается не сразу. Другая трудность возникает также тогда, когда желтый цвет должен быть показан столь же темным, как красный и синий. Светлый желтый цвет при затемнении поневоле теряет свой характер.
Холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как теплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком темными.
Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными.
В противоположность живой вибрации многообразия хроматических цветов, ахроматические производят впечатление жесткости, недоступности и абстрактности. Однако когда в композиции участвуют и граничат друг с другом хроматические и ахроматические цвета одной светлоты, последние теряют свой нейтральный характер. Если в цветовой композиции белые, серые и черные цвета используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов той же светлоты, ибо в противном случае в результате симультанного контраста серый цвет будет производить впечатление хроматического цвета. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то он должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета.
Насыщенный желтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый – самым темным. Каждая примесь черного или белого уменьшает их насыщенность.
Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный желтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего темного решения композиции.
Отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми.
Картина, написанная на контрасте светлого и темного, может быть выдержана в двух, трех или четырех основных тональностях. Если главные тональные группы или планы не соблюдать, то композиция теряет организованность, ясность и силу.
Ф.Сурбаран. Лимоны, апельсины и розы. Контраст светлого желтого и черного, светлого желто-оранжевого и темно-зеленого, выбеленного серого и черного.
Х.Рембрандт. Мужчина с золотым шлемом. Контраст многочисленных оттенков желтого — от бело-желтого до темного желто-оранжевого — и темных оттенков коричневого.
П.Пикассо. Гитара и кларнет на камине. Контраст белого, синего и черного; выбеленного бирюзового и чистого синего.
Контраст холодного и тёплого
Научные исследования показали, что сине-зеленый цвет понижает

Вот основные типы цветовых контрастов: 1. Контраст цветовых сопоставлений; 2. Контраст светлого и тёмного; 3. Контраст холодного и тёплого; 4

На основании светлоты основных цветов Гете вывел следующую формулу их  7 типов цветовых контрастов: 1. Контраст по цвету (цвет-к-цвету) 2. Контраст

Светловой и цветовой контраст. На чёрном серое кажется более светлым, а на белом более тёмным.  Основные и составные цвета. Цветовой круг.